Киево-Печерская Лавра

Киево-Печерская ЛавраВ глубокой древности два холма, расположенные на правом берегу Днепра недалеко от Киева, были покрыты густыми лесами. Разделенные глубокой, спускающейся до реки ложбиной, они стали местом, куда удалялся для молитвы Илларион в бытность свою не митрополитом, а простым священником Берестова. Выкопав «маленькую о двух сажень пещерку» на дальней горе, он пожил в ней недолго, к 1051 году переселившись в столицу. Покинутая создателем землянка пустовала до тех пор, пока в ней не поселился монах Антоний, уроженец города Любеча, закончивший странствия по монастырям Афонской горы. Городское житье преподобного не прельщало, поэтому он решил обустроить пещеру Иллариона.

Благочестие афонского старца привлекло последователей, первым среди которых стал Феодосий из Курска. Когда пустынников стало 12, земляная келья расширилась и обрела первую подземную церковь.

В трудах Берлинского это событие датировано 1017 годом, а обозначено как основание Дальних (Феодосиевских) пещер будущего Киево-Печерского монастыря. «Видя умножающуюся час от часу братию, — писал историк, — преподобный Антоний определил над монахами Варлаама, сам удалился от них на соседнюю гору, где выкопал для себя отдельное жилище, положив начало Ближним (Антониевским) пещерам, названным так в противоположность прежним». Вскоре после того игумен Варлаам по просьбе князя перешел в недавно устроенный Дмитровский монастырь, и печерскую братию возглавил Феодосий. Ревностный сторонник Антония, он установил в обители порядки, заимствованные из устава константинопольского Студийского монастыря.

Суровая подвижническая жизнь, не утраченное с годами благочестие иноков по-прежнему привлекали внимание и вместе с ним щедрые пожертвования. Святослав Ярославич, например, пожаловал в обительскую казну 100 гривен (более 5 кг золота). Благодаря щедрости его брата, Изяслава, к монастырю присоединился участок княжеской земли близ Берестова. Впоследствии здесь сформировалась Верхняя лавра, а территорию над пещерами с того времени именовали лаврой Нижней.

Судя по скромности бытия, первые печерские монахи больше радовались не деньгам, а славе, почестям, которые им оказывали как простой народ, так и правители государства. По мере увеличения числа братии в подземельях становилось тесно, поэтому Антоний разрешил устроить наземные кельи, рядом с которыми возникла небольшая деревянная церковь Успения Богородицы. В середине века монахи приняли от великого князя Изяслава всю дальнюю гору, где вскоре был построен большой храм. Тогда же само место пребывания иноков получило статус монастыря с названием Печерский (от ст. -слав. «печеры» — «пещеры»).


Новости культуры: