Дом с мезонином, 1820-е годы

Великолепие зрелой стадии классицизма продемонстрировал двухэтажный жилой дом, построенный под влиянием работ знаменитого русского зодчего В. И. Баженова. Вытянутый прямоугольник здания дополнялся полукруглым выступом с восточной стороны, где находился вход с круглым вестибюлем. Фасад здания был оформлен эффектным портиком с четырьмя колоннами. Обработанные ленточным рустом стены нижнего этажа согласовывались с верхним рядом окон, украшенных орнаментом в виде глухих, утопленных стену балюстрад. Фриз и треугольный фронтон дополнялись тройными венками — орнаментом, заимствованным из творчества Баженова. Близлежащие дома пленяли камерностью и уютом. Построенные одним мастером, они почти не отличались декором, заключая в себе традиционные для классицизма детали: ленточный руст, колонны ионического ордера, резные наличники окон. Особенно живописно выглядело существующее до сих пор здание с шестью колоннами, высоким мезонином и низкими одноэтажными флигелями по обеим сторонам.

Значительный вклад в архитектурное наследие Киева внес французский инженер К. де Шардон — создатель Арсенала, появившегося 1798 году напротив входа в Печерскую лавру. Массивное здание было построено в форме каре со сторонами более 200 м и большим двором посредине. Постройка выглядела монументальной благодаря большим окнам, хотя ее парадный облик определяли прежде всего огромные плоскости стен, обработанные модным рустом.

В урочище Угорское над могилой князя Аскольда появилась церковь в виде круглой ротонды. С середины прошлого века над ней высилась похожая по форме, но несколько меньших размеров открытая беседка. Одновременно с возведением новой крепости резко увеличилась прилегающая к Печерску территория, получившая название от большой липовой рощи. В качестве жилого района Липки существовали еще с начала столетия, когда городские власти раздали 80 участков под строительство усадбы. С 1830х годов вековой лес был полностью унижен, что лишило эту часть Киева очарования старины.

К тому времени киевский Подол обрел прежнее значение и границы, был полностью заселен и продолжал разрастаться. Возведенные в польские времена ратуша, рынок, культовые и общественные здания дополнились постройками в русском духе, но в отличие от Старого Киева здания пригорода располагались хаотично. Нерегулярная планировка привела к образованию сложной сети улиц, большая часть которых направлялась к берегу реки. Подольские дома, как прежде, строились из дерева и также утопали в зелени садов. Захвативший украинское зодчествоклассицизм не обошел стороной монастыри, где в середине XIX века имелось немало зданий этого стиля.

Архитектурный комплекс Фроловского монастыря складывался более 150 лет. На территории современной обители можно увидеть памятники, относящиеся к различным эпохам. Сооружения в духе украинского барокко соседствуют с произведениями киевского зодчего А. И. Меленского, предпочитавшего тяжеловесный ампир.


Новости культуры: